Заведующий отделением анестезиологии и реанимации ГДКБ №3 рассказал о том, как родители могут попасть к своему ребенку, который находится в тяжелом состоянии.
– Андрей Валерьевич, в этом году вводятся поправки в закон о реанимации. Как они будут работать?
– Сейчас посещения пациентов в реанимации регламентировано рекомендациями федерального Министерства здравоохранения.
Правила посещения регулируются внутренними нормативными документами медицинской организации, которые разработаны с целью соблюдения принципов лечебно-охранительного режима, требований санитарно-эпидемиологических норм, с учетом специфики лечебного процесса и профиля оказываемой медицинской помощи.
Изменение законодательства в вопросах организации посещения пациентов отделения реанимации будут связаны с применением лучшей практики по данному вопросу для соблюдения интересов больных и посетителей.
– Если тяжелобольной ребенок поступает в реанимацию, может ли мама оставаться с ним в течение всего дня?
– Нет, и как уже было сказано выше это связано с вопросами соблюдения принципов лечебно-охранительного режима, требований санитарно-эпидемиологических норм, с учетом специфики лечебного процесса и соблюдения прав других пациентов.
Постоянное нахождение посетителей в отделении реанимации будет затруднять работу отделения.
При поступлении в реанимацию законный представитель ребенка получает памятку, в которой указаны правила посещения. Родители (законные представители) ставят подпись под памяткой.
– В каком случае родителя могут не пустить в отделение реанимации?
Во-первых, в случае если у него имеются какие-либо признаки заразных заболеваний (насморк, кашель, боль в горле, недомогание, повышение температуры, сыпь, кишечные расстройства) - это крайне опасно для ослабленного иммунитета пациентов отделения реанимации. Необходимо сообщить медицинскому персоналу о наличии каких-либо заболеваний для решения вопроса о том, не представляют ли они угрозу для пациентов.
Во-вторых, в реанимацию не допускаются посетители, находящиеся в алкогольном (наркотическом) опьянении.
В-третьих, это дети до 14 лет.
В-четвертых, отделение следует покинуть в случае необходимости проведения в палате инвазивных манипуляций. Вас об этом попросят медицинские работники.
В-пятых, посетители, не являющиеся прямыми родственниками пациента, допускаются в отделение реанимации только в сопровождении близкого родственника (отца, матери, жены, мужа, взрослых детей)
И, в-шестых, в случае карантина в медицинской организации.
– Реальный пример: на прошлой неделе ребенка выписали из реанимации с гематомами и открытыми травмами. Его мама не знает, что делать, куда обращаться. Что в такой ситуации могло произойти? Как поступить в такой ситуации?
– Прежде всего, родителям или законным представителям ребенка необходимо обратиться к администрации медучреждения за разъяснениями. Так как указанные внешние проявления могут быть связаны с основным заболеванием ребенка или его осложнениями. Кроме того в ряде случаев они могут быть следствием проводимых медицинских манипуляций.
Если какие-то вопросы остались нерешенными, то родители вправе обратиться в органы управления здравоохранением или в надзорные органы.
– Мы часто сталкиваемся с тем, что мама тяжелобольного ребенка не обращается в больницу, потому что боится, что ее разлучат с ребенком. Как решить эту проблему?
- Необходимо помнить, что своевременное обращение за медицинской помощью позволит раньше начать лечение и предупредит развитие осложнений, и тогда госпитализации ребенка в реанимацию не понадобится.
При госпитализация ребенка в стационар (кроме отделений реанимации) в соответствии с «Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено предоставление возможности одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю находиться в медицинской организации в течение всего периода лечения совместно с больным ребенком в возрасте до 4 лет, а также с больным ребенком старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний с предоставлением питания и спального места (при отсутствии медицинских показаний – без предоставления питания и спального места).
– В Европе есть реанимации круглосуточного пребывания. Возможно ли такое в России?
– Думаю, что в данном случае речь идет не об отделении реанимации, а об отделениях паллиативной медицинской помощи. На территории Омской области организованы 2 таких отделения для детей: в БУЗОО «Детская городская больница № 4» и БУЗОО «Кормиловская центральная районная больница». В БУЗОО «Кормиловская ЦРБ» организовано круглосуточное совместное пребывание детей и их законных представителей, а в БУЗОО «ДГБ № 4» предусмотрено ежедневное длительное посещение детей законными представителями, что позволяет родителям не прерывать трудовую деятельность.
– Как в целом обстоят дела с детской реанимацией? Есть какие-то проблемы?
– Самая большая проблема – это дефицит кадров. В детской реанимации она еще не такая острая, как во взрослой, но она есть. Людей нужно обучить, дать набраться опыта, а на это нужно время.
– Можем мы мамам тяжелобольных детей обещать, что их пустят в реанимацию?
– Да, при условии соблюдения правил посещения родственниками пациентов в ОРИТ.
Беседовала Екатерина Суставова