
21 января 2025
Метод Монтессори: прошлое и настоящее (часть 2)
У Марии Монтессори вплоть до сегодняшних дней огромное количество верных её делу последователей, продолжающих развивать и совершенствовать её метод, и направлять имеющиеся опыт и знания во благо детей. Один из них — Патрик Мотч. Патрик Мотч — признанный эксперт в области Монтессори-терапии и поведенческой терапии, работающий в Германии и активно сотрудничающий с международным сообществом. Он посвятил свою карьеру поддержке детей с особыми образовательными потребностями, внедрению инклюзивных практик и обучению специалистов по всему миру. Его курсы сопровождаются обратной связью, что позволяет участникам углубить свои знания и применять их в реальной практике. Путь Патрика в мире инклюзивного образования и терапии начался с глубокого стремления понять и поддержать детей с особыми образовательными потребностями, что привело его к созданию уникальных методик и подходов на базе метода Монтессори, способствующих их развитию и интеграции в общество. Патрик возглавляет государственно признанный центр Монтессори-терапии в Германии и занимает должность ведущего терапевта в инклюзивном детском саду Саарбрюккена. Благодаря его усилиям внедряются методы, позволяющие детям с особенностями развития адаптироваться и раскрывать свой потенциал в безопасной и поддерживающей среде.
Предлагаем вашему вниманию несколько пример его работы:
Лекция: «Сенсорная интеграция и её роль в обучении».
На одном из семинаров Патрик рассказал о важности работы с сенсорными ощущениями у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). Он объяснил:
— Как правильно оценить сенсорный профиль ребёнка.
— Каким образом сенсорные перегрузки влияют на поведение.
— Методы использования материалов Монтессори, например, сенсорных досок или контейнеров с текстурными наполнителями, чтобы снизить уровень тревожности и улучшить концентрацию.
Фрагмент практического упражнения:
Патрик предложил участникам создать индивидуальный «сенсорный уголок», где дети могли бы регулировать своё состояние, используя мягкие материалы, тихие музыкальные звуки и игрушки с вибрационным эффектом. Этот подход стал популярным среди педагогов, внедривших его в своих классах.
Практическое занятие: «Позитивное подкрепление в повседневной жизни». Во время курса поведенческой терапии Патрик объяснял, как использовать методику позитивного подкрепления для корректировки сложного поведения у детей.
Ключевые этапы занятия:
1. Определение целей: участники учились выбирать конкретное поведение, которое нужно усилить (например, самостоятельное мытьё рук).
2. Выбор подкрепления: обсуждалось, какие стимулы (наклейки, устные похвалы, маленькие подарки) будут наиболее эффективны для конкретного ребёнка.
3. Наблюдение прогресса: участники получали задание в течение недели фиксировать изменения в поведении ребёнка, чтобы затем проанализировать их вместе с группой.
Результаты: одна из участниц, педагог инклюзивного класса, поделилась, что внедрение системы наград позволило снизить уровень агрессии у одного из её учеников и повысить его вовлечённость в процесс обучения.
Семинар: «Разбивка задач для детей с особенностями развития»
В рамках другого курса Патрик подробно разобрал методику разбивки задач (task analysis), применяемую для обучения сложным навыкам.
Пример: На семинаре участники практиковались в создании пошаговых инструкций для освоения ребёнком самостоятельного процесса завтрака:
1. Взять тарелку и ложку.
2. Открыть баночку йогурта.
3. Налить сок в стакан.
4. Сесть за стол и начать есть.
Каждое действие сопровождалось визуальной подсказкой (картинка с изображением этапа). Участники отметили, что такой подход упрощает освоение даже самых сложных задач. Фрагмент лекции в Москве: Патрик рассказал, как важно вовлекать родителей в процесс коррекционной терапии. Он подчеркнул, что родители — это ключевые фигуры в жизни ребёнка, и именно их поддержка определяет успех программы.
Участники узнали:
— Как строить партнёрские отношения с родителями.
— Как обучать их применять терапевтические методы в домашних условиях.
— Как поддерживать эмоциональное состояние родителей, сталкивающихся с трудностями.
Но это далеко не все! Доктор Патрик активно сотрудничает с российскими образовательными и терапевтическими организациями, и к их числу уже в следующем месяце добавится наш центр "Радуга"! Всего через месяц Патрик Мотч прилетит к нам в Омск для проведения трехдневной конференции по Монтессори-терапии, поэтому ожидайте новостей, связанных с ней, регулярно проверяя наши соцсети!
Предлагаем вашему вниманию несколько пример его работы:
Лекция: «Сенсорная интеграция и её роль в обучении».
На одном из семинаров Патрик рассказал о важности работы с сенсорными ощущениями у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). Он объяснил:
— Как правильно оценить сенсорный профиль ребёнка.
— Каким образом сенсорные перегрузки влияют на поведение.
— Методы использования материалов Монтессори, например, сенсорных досок или контейнеров с текстурными наполнителями, чтобы снизить уровень тревожности и улучшить концентрацию.
Фрагмент практического упражнения:
Патрик предложил участникам создать индивидуальный «сенсорный уголок», где дети могли бы регулировать своё состояние, используя мягкие материалы, тихие музыкальные звуки и игрушки с вибрационным эффектом. Этот подход стал популярным среди педагогов, внедривших его в своих классах.
Практическое занятие: «Позитивное подкрепление в повседневной жизни». Во время курса поведенческой терапии Патрик объяснял, как использовать методику позитивного подкрепления для корректировки сложного поведения у детей.
Ключевые этапы занятия:
1. Определение целей: участники учились выбирать конкретное поведение, которое нужно усилить (например, самостоятельное мытьё рук).
2. Выбор подкрепления: обсуждалось, какие стимулы (наклейки, устные похвалы, маленькие подарки) будут наиболее эффективны для конкретного ребёнка.
3. Наблюдение прогресса: участники получали задание в течение недели фиксировать изменения в поведении ребёнка, чтобы затем проанализировать их вместе с группой.
Результаты: одна из участниц, педагог инклюзивного класса, поделилась, что внедрение системы наград позволило снизить уровень агрессии у одного из её учеников и повысить его вовлечённость в процесс обучения.
Семинар: «Разбивка задач для детей с особенностями развития»
В рамках другого курса Патрик подробно разобрал методику разбивки задач (task analysis), применяемую для обучения сложным навыкам.
Пример: На семинаре участники практиковались в создании пошаговых инструкций для освоения ребёнком самостоятельного процесса завтрака:
1. Взять тарелку и ложку.
2. Открыть баночку йогурта.
3. Налить сок в стакан.
4. Сесть за стол и начать есть.
Каждое действие сопровождалось визуальной подсказкой (картинка с изображением этапа). Участники отметили, что такой подход упрощает освоение даже самых сложных задач. Фрагмент лекции в Москве: Патрик рассказал, как важно вовлекать родителей в процесс коррекционной терапии. Он подчеркнул, что родители — это ключевые фигуры в жизни ребёнка, и именно их поддержка определяет успех программы.
Участники узнали:
— Как строить партнёрские отношения с родителями.
— Как обучать их применять терапевтические методы в домашних условиях.
— Как поддерживать эмоциональное состояние родителей, сталкивающихся с трудностями.
Но это далеко не все! Доктор Патрик активно сотрудничает с российскими образовательными и терапевтическими организациями, и к их числу уже в следующем месяце добавится наш центр "Радуга"! Всего через месяц Патрик Мотч прилетит к нам в Омск для проведения трехдневной конференции по Монтессори-терапии, поэтому ожидайте новостей, связанных с ней, регулярно проверяя наши соцсети!