Историю Лизы можно рассказать коротко, и тогда получится буквально одно предложение: Лиза родилась глухой, но благодаря усилиям мамы и мастерству врачей сейчас это обычная девочка, которая увлекается танцами и музыкой, учится в обыкновенной школе и строит большие планы на будущее.
Но история Лизы настолько удивительная, что о ней надо рассказывать подробнее, потому что она может послужить вдохновляющим примером для других родителей, которые воспитывают малышей с глухотой.
…У Натальи в голове не укладывалось: ну как же так, ее дочка глухая и не будет говорить? И всей семьей, при поддержке бабушки и дедушки, они начали терпеливо заниматься, следуя рекомендациям врачей. Как итог, в два года Лиза умела читать - научилась, глядя на картинки с изображением предметов. Она научилась говорить – изучала произношение звуков по фоноритмике, это кропотливый труд. Говорить Лизе нравилось, и порой она разговаривала даже с незнакомыми людьми. И они отвечали ей, даже не подозревая, что она не слышит их, а читает по губам.
Наталья не могла решиться на операцию по установке дочке имплантатов, было страшно: общий наркоз для маленького ребенка, операция на голове и т.д. Свою роль сыграл случай: вместе с Лизой они возвращались с занятий с логопедом. Вместе с ними по улице шла еще одна девочка вместе с мамой, они также занимались у логопеда. Этой девочке сделали операцию по установке слуховых имплантов, и она уже могла слышать. Девочка убежала вперед, и мама ее окликнула по имени, попросила не подходить близко к дороге, по которой то и дело проезжали автомобили. Девочка обернулась, услышав голос своей мамы. В ту минуту Наталья поняла, что на операцию надо решаться. Какое же это счастье – ты назвал своего ребенка по имени, и он тебя услышал, улыбнулся в ответ.
Первые дни после операции стали для Лизы шоком, ведь она могла слышать! Выяснилось, что в мире миллионы звуков. Операцию делали в Санкт-Петербурге осенью 2008 года. Лиза вышла с мамой на прогулку – и с удовольствием ходила по улицам, усеянным осенней листвой – ей нравился шорох листьев. Дома она специально шуршала бумагой, фантиками от конфет – ей нравилось слышать и эти звуки.
Сейчас, спустя 5 лет после операции, Лиза самый обыкновенный ребенок. В школе у нее много друзей, она занимается музыкой и танцами, помогает маме воспитывать двух младших братьев. Мир звуков для нее по-прежнему чудо, повод для радости.
Ложкой дегтя в этой позитивной истории стали бюрократические проволочки. По закону, Лизе положено раз в пять лет получать обновленное слуховое оборудование (а именно речевой процессор), но из-за того, что два министерства не могут договориться между собой, ребенок не может получить столь необходимое оборудование. Стоимость процессора – 335 200 рублей. Для семьи, в которой родители воспитывают троих детей, это неподъемная сумма.
Вновь вернуться в мир тишины и не слышать ничего – для Лизы это может стать трагедией.